Яндекс.Метрика

Глава VIII. Великий поход. Победа над Конурбаем.

Вернувшись к своему войску, Конурбай сказал:

- Страшный батыр - Сыргак, он еще сильнее, чем сам Манас, он хитрее, чем сам Манас. С одного удара он меня чуть не погубил, из моих глаз посыпались искры.

После этого вместе со своим войском они снова поскакали вдогонку. Начались кровопролитные бои. Алмамбет и Сыргак по очереди сражались, отражая натиск китайцев, и гнали табун Конурбая все дальше и дальше навстречу Манасу. Все новые и новые силы прибывали к китайцам. Алмамбет и Сыргак в непрестанных боях стали чувствовать усталость, и кони их тоже утомились.

В то время, как Алмамбет сражался с семью китайскими батырами, Конурбай сбоку ударил его копьем и свалил на землю, а сам попытался поймать его коня Саралу. Но конь Алмамбета ускакал от врага. Алмамбет же старался убежать, отстреливаясь из ружья и нанося удары мечом тем, кто приближался к нему. Конурбай хотел захватить его в плен живого. Два китайца Кутганали, по прозвищу Железные уши, и Китенали, по прозвищу Железный пуп, уже собрались набросить Алмамбету аркан на шею, но в это время на помощь ему прискакал Сыргак. Перебив окружавших его китайцев, он схватил Алмамбета, поднял его с земли, посадил на своего коня и умчался с ним. Проехав несколько холмов, они заметили Саралу, который пасся на лугу. Увидев их, он сам подбежал к ним, и Алмамбет снова сел на него.

Китайцы между тем опять настигли батыров. Алмамбет, схватившись с Конурбаем, свалил его с коня, а Сыргак хотел отрубить ему голову. Но Конурбая успел спасти китайский батыр Джёкюлюк, посадив его на своего коня.

Пока они сражались, Манас, находившийся на Талчоку, увидев странный сон. Он проснулся в смятении, разбудив Чубака и сказал ему:

- Наверно, китайцы окружили Алмамбета и Сыргака. Если мы не поспешим им на помощь и не выручим их из беды, они погибнут, а китайцы прогонят нас до самого Таласа.

Они решили ехать им на помощь, и, сев на коней, спустились с горы Талчоку. Оттуда уже издали они увидели, что Карткюренг ведет за собой в их сторону многочисленный конский табун. Заметив Манаса, Карткюренг заржал от радости и помчался к нему. Он думал, что Манас сядет на него, и тогда он будет верно служить ему, как Аккула, чтобы преследовать Конурбая. Подбежав к Манасу, конь стал обнюхивать его. Но Манас не понял и оттолкнул коня рукой. Тогда Карткюренг помчался дальше к войску Манаса, ища своего хозяина Аджибая и бросил следовавший за ним табун.

За табуном двигалось китайское войско. Манас и Чубак бросились с ним в бой. Чубак вступил в единоборство с Джолоем. В это время сбоку наскочил калмыкский батыр Ушан и одним ударом сшиб Чубака с коня. Чубак встал, но долго не мог сесть на своего Коктеке, который крутился и прыгал.

В это время, мчавшийся впереди китайского войска, батыр Джолой на своем коне Ачбуудане решил преградить путь конским табунам. Увидев его, Чубак спрятался посреди табуна, пригнувшись к луку своего седла, чтобы его не было видно. Когда же Джолой начал гнать коней обратно, Чубак незаметно подъехал к нему и хотел пронзить его кинжалом. Но сзади подскочил к нему балбан Ушантоо и пригнул Чубака вниз головой. Заметив это, Алмамбет, как ветер, метнулся к ним. Стегая камчой Саралу и слева и справа по крупу, он сбил Ушана, и тот от толчка слетел с коня и ткнулся головой в землю.

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.